Семейный Клуб
«Мудрое Поколение»

Актуальные Статьи

Вам это интересно? Приглашаем в Родительский Университет!

записаться на собеседование и экскурсию по клубу

Статьи для родителей

Информация подобрана из библиотеки Родительского Университета
Образовательный проект «Мудрое Поколение»

Воспитание детей начинается задолго до зачатия ...

Многие считают так: сначала ребёнок должен родиться, затем немного повзрослеть, и потом уже можно начинать его воспитание. У одного философа спросили:
– Когда начинается воспитание детей?
– А сколько лет Вашему ребёнку? – в ответ спросил он у матери.
– Шесть недель от зачатия.
Так вот, Вы уже на шесть недель опоздали. Я бы добавил, что воспитание начинается ещё до зачатия ребёнка, а именно с мысли, с желания, с мечты о своих детях в умах и сердцах будущих родителей. Когда ребёнок появляется в утробе матери, он начинает подавать знаки, воспринимать внешнюю информацию, чувствовать, что к нему обращаются, с ним общаются. Экспериментально доказано, что если во время беременности рядом с ребёнком играет приятная тихая музыка, например Моцарт, Бах, Чайковский, то ребёнок спокоен, как будто прислушивается. Но если включить вместо этого шумную дисгармоничную музыку, ребёнок начинает дергаться, как будто пытается закрыть ручками уши. Значит, изначально в ребёнке живет гармония, а всё, что дисгармонично, ему не нравится.

А представьте, что ребёнок часто находится в дисгармоничной среде: мама смотрит низкопробные телевизионные передачи, читает дурные книги, желтую прессу, не дай Бог, курит, пьёт, вокруг грохот, кто-то ругается, хамит, грубит. И вот,  рождается ребёнок, который девять месяцев формировался в дисгармоничной среде. Естественно, он будет склонен к раздражительности, гневу и капризам.

Мне хочется пояснить это древнее слово – «воспитание». Ведь это то слово, от которого зависит судьба наша и наших детей. Заглянем «внутрь» слова – в нем кроется глубочайшая мудрость: воспитание – это «питание оси». А какой оси? Духовной, конечно. А чем эта ось питается? Она питается образами. Изначально в ребёнке присутствует Творец, который раскрывается в нём с помощью потоков красивых, мудрых, возвышенных, наполненными всеми благими чувствами и намерениями образов. Родители должны думать, какие образы они дают своему ребёнку до зачатия, во время беременности, после рождения, в детском саду, в школе. Ребёнок должен «купаться» в этих красивых, возвышенных образах: приятной речи, искренних отношениях, мудрых и полезных знаниях, нежной и верной любви. Воспитание начинается задолго до зачатия, когда появляется желание, образ ребёнка.

Шалва Амонашвили

Задача родителей в воспитании детей

Очень часто, когда в семье появляется ребёнок, родители мгновенно возлагают на него все свои ожидания. Родители чего-то хотят от своих детей. И часто это преподносится как забота, как любовь... «Да я вот ради тебя столько всего сделала, а ты не оценил!» Но на самом деле желание родителей решить за ребёнка какую-либо сферу или грань его судьбы не является помощью детям. Наоборот, чем больше родители хотят от детей, тем менее удачливыми будут расти дети. Потому что чаще всего в том, что родители хотят от своих детей, желание детей в основном не учитывается.

На самом же деле долг родителей по отношению к ребёнку с точки зрения его предназначения, заключается всего в двух вещах. Только две вещи всего нужно сделать: Первое: ребёнку нужно дать понимание того, кто он такой. Пусть даже теоретическое. Второе: определить природные склонности ребёнка. А любой ребёнок их проявляет естественным образом. Надо просто наблюдать за своим ребёнком. И когда, эти склонности проявляются, имеется в виду благоприятные склонности, то задача родителей сводится к тому, чтобы создать в жизни ребёнка такие условия, чтобы эти склонности имели возможность развиться. Дальше ребёнок пойдёт сам.

Наша задача по отношению к ребёнку заключается в том, чтобы дать ему возможность проявить все лучшие качества своей личности и не давать развиваться негативным качествам. В чём сложность этого подхода при всей его простоте? Перед нами находится живой человечек, который и сам пока ещё не понимает, какие у него там желания, какие стремления. У маленьких детей нет понимания того, кто он, куда ему. Но у них есть просто источник жизненной силы, который бьёт из них ключом. И благодаря этому роднику, дети растут и развиваются. Нужно знать, что у каждого человека уже заложено с рождения две вещи: Первое – это уже дана энергия на жизнь, назовём это рекой жизни. Второе – уже проложено русло, по которому эта река должна течь.

И когда ребёнок рождается, у него есть два варианта: либо окружающие его взрослые люди, родители в первую очередь, дают возможность его реке жизни течь в том русле, которое ему по судьбе положено. И действия родителей заключаются в том, чтобы культивировать лучшие качества этого русла, скажем так, обустраивать это русло.

Либо второй вариант, когда река жизни ребёнка вступает в конфликт с жизненной силой родителей. В этом случае, если родители не учитывают тот факт, что река жизни ребёнка может течь совершенно в другом направлении нежели их, то ребёнок будет капризным, он будет замкнутым, несчастным, разбитым. Он будет воевать со своими родителями, и они его либо сломают, либо он закроется сам в себе и будет жить в своей скорлупе, бездействуя, но при этом никак не отвечая на потуги родителей его куда-то направить. Такое взаимодействие не хорошо, ни для родителей, ни для ребёнка.

То есть, ещё раз, очень важно понять, что, когда рождается человек, ему Творец даёт и энергию для жизни, то есть реку, и уже русло проложено. И если дать возможность энергии течь по этому руслу, то она будет течь там естественным образом. Даже если дети уже выросли, всё равно влияние родителей на детей сохраняется пожизненно. И если мы на любом этапе развития ребёнка принимаем тот факт, что у него есть право на своё собственное русло жизни и перестаём его терроризировать, это является первым шагом к тому, чтобы установить нормальные отношения с ним.

Алексей Махов

Почему детям необходимы границы?

Почему дети бывают капризны, нетерпеливы, манипулируют родителями и не умеют дружить с другими детьми?

1. ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ВСЕ ЧТО ХОТЯТ И КОГДА ХОТЯТ
Способность подождать, отложить удовольствие критично необходима для будущего успеха. Мы желаем детям только добра – чтоб они были счастливы, но к сожалению, мы даём им только мимолётное счастье и лишаем настоящего. Кто умеет отложить удовольствие, тот умеет справляться со стрессом. Наши дети всё меньше способны переносить даже минимальный стресс и отказ от чего либо, все их желания должны исполняться молниеносно, и именно это со временем станет огромным препятствием на их пути к успеху. Неспособность отложить удовольствие ребенка часто заметна в детских развлекательных центрах, кафе, парках аттракционов и игрушечных магазинах. Вы не успели ребёнку отказать, как он тут же «взрывается» – сами родители приучили его к немедленному удовлетворению желаний.

2. ОГРАНИЧЕНИЕ В ОБЩЕНИИ
Мы все заняты и поэтому стараемся «занять» своих детей электроникой, включить им телевизор или дать в руки смартфон. Раньше дети играли во дворе, в естественной, неформальной обстановке они получали и отрабатывали свои социальные навыки.
К сожалению, технологии заменили детям улицу. Благодаря современным технологиям, у родителей осталось меньше времени на общение со своими детьми. «Электронные няньки» не могут обеспечить им социальные навыки. А как известно, у большинства успешных людей, в первую очередь, отлично развиты социальные навыки. Это главнейшее их приобретение!
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок ездил на велосипеде, вы учите его кататься на велосипеде. Если же вы хотите научить ребёнка терпению – дайте ему потерпеть. Хотите, чтобы дети умели общаться? Дайте им общение. Это же касается и всех остальных навыков. Нет никакой разницы.

3. БЕСКОНЕЧНОЕ ВЕСЕЛЬЕ Мы создали своим детям искусственный мир веселья и развлечений. Ни одной скучной минутки. Только наступает затишье, и мы снова бросаемся их развлекать. Иначе, мы кажемся себе непутёвыми родителями. Мы живём в двух разных мирах. Они – в своём мире «развлечений», а мы – в нашем мире «работы». Почему дети не помогают нам на кухне или со стиркой? Почему они не убирают за собой игрушки? Эта простейшая монотонная работа приучает их мозг функционировать, когда «скучно». Эта «мышца» им понадобится в дальнейшем в школе, чтобы учиться. Когда они приходят в школу и открывают тетрадь для письма, их реакция: «Не могу. Трудно. Скучно.» Почему? Потому что мышца, необходимая для обучения, расслабленна бесконечным весельем. А ее укрепляет ежедневный монотонный труд.

4. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Бесплатная «электронная нянька» совсем не бесплатна. И счёт за услуги придёт очень скоро. Мы расплатимся нервной системой наших детей, их неспособностью концентрироваться и отложить удовольствие. По сравнению с виртуальной реальностью реальная жизнь скучна. Придя в класс, дети слышат нормальный человеческий голос, получают адекватную дозу визуальной стимуляции, резко отличающиеся от бесконечных взрывов яркой графики и спецэффектов на экране монитора. После часов виртуальной реальности, детям уже становится не под силу учится в школе, потому что их мозг приучен к непрерывной стимуляции, которую дают видеоигры. Неспособность переработать информацию с низким уровнем стимуляции, академически тормозит детей. Кроме того технология постепенно эмоционально отдаляет нас от семьи и детей. Эмоциональное присутствие родителей – главное «питание» ребёнка, но к сожалению, мы всё больше лишаем детей этого питания.

5. НА ПОВОДУ «Моему сыну не нравятся овощи», «Она не любит рано укладываться спать», «Он не любит завтракать», «Ей не нравятся игрушки, айпад её хорошо занимает», «Она не хочет сама одеваться», «Ей лень кушать самой», мы слышим это от родителей постоянно. Что хорошего мы делаем, когда постоянно даём детям то, что им хочется, когда мы точно знаем, что это им не будет во благо? Без разумного питания и качественного сна дети являются в школу раздражёнными, беспокойными и невнимательными. Кроме того, мы им невольно даём повод думать, что им позволительно делать, все что хочется, и можно не делать, то чего не хочется. У детей отсутствует понятие «надо». К сожалению, чтобы добиться в жизни желаемой цели, нам нужно делать то, что нужно, и не всегда то, чего хочется. Если ребёнку, скажем, хочется получать пятёрки, нужно корпеть над уроками. Если ему хочется стать звездой футбола, нужно каждый день ходить на тренировки. Наши дети отлично знают, чего хотят, но не могут заставить себя сделать то, что для этого нужно. Это ставит перед ребёнком недосягаемую цель и ведёт только к разочарованию.

Что же делать в сложившейся ситуации?

1. НЕ БОЙТЕСЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ГРАНИЦЫ
Для счастья и здоровья детям необходимы границы. Составьте расписание приёмов пищи, сна и времени для электроники. Подумайте о том, что им будет полезно, а не чего им хочется или не хочется. Позже они вам скажут за это спасибо. Кто сказал, что быть родителем просто? Часто приходится выдумывать, как заставить их сделать то, что будет им на благо, поскольку именно этого им часто и не хочется. Детям нужен завтрак и питательная еда. Им нужно бывать на улице и ложиться спать в одно и то же время, чтобы на следующий день в школе нормально учиться. Превратите неприятные для них вещи в интересную, эмоционально стимулирующую игру.

2. ОГРАНИЧЬТЕ ДОСТУП ДЕТЕЙ К ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКЕ
Ограничьте взаимодействие ребенка с телевизором, компьютером и прочими электронными девайсами, и восстановите с ним эмоциональный контакт. Удивите ребенка букетом цветов, улыбкой, пощекочите его, положите открытку с тёплыми словами в рюкзачок, сводите неожиданно в кафе, потанцуйте вместе, поползайте, покидайтесь подушками, играйте в настольные игры, покатайтесь на велосипедах, пойдите вечером на прогулку с фонариком, проявите фантазию и креативность.

3. УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЖДАТЬ И ТЕРПЕТЬ
Ничего страшного, если ребёнок немного поскучает. Это первый шаг к творческому мышлению! Постепенно увеличивайте промежуток между «хочу» и «получу». Не давайте им электронику в период ожидания в ресторане или машине. Пусть занимают себя разговором и играми. Не давайте постоянно что-то жевать.

4. ПРИУЧАЙТЕ РЕБЕНКА К МОНОТОННОЙ ОДНООБРАЗНОЙ РАБОТЕ
Это заложит фундамент их работоспособности в будущем. Предложите ребенку: складывать бельё, мыть посуду, убирать игрушки, развешивать одежду, распаковывать покупки, накрывать на стол, застилать постель. Подойдите к этому творчески. Пусть вначале им будет интересно и весело, чтобы работа ассоциировалась с чем-то позитивным.

5. УЧИТЕ РЕБЕНКА СОЦИАЛЬНЫМ НАВЫКАМ
Учите дожидаться своей очереди, делиться, выигрывать и проигрывать, искать компромисс, говорить комплименты, «благодарю» и «пожалуйста».

Как только родители пересматривают свой подход к воспитанию, дети немедленно меняются. Вы можете оказать глубочайшее влияние на жизнь своего ребёнка. Помогите детям добиться успеха в жизни!

Ритм Года в Вальдорфском Детском Саду...

Основу годичного ритма Вальдорфского детского сада составляют основные природные процессы, виды деятельности, являющиеся специфичными для определенного времени года, праздники, которые культурно-исторически сложились на данной территории. В течение года один период, длится три-четыре недели, который в Вальдорфской педагогике принято называть эпохой, сменяет другой аналогично тому, как природа меняет свой облик. Отталкиваясь от эпохи, подбираются игры в группе, сказки, занятия, рукоделие. Элементы традиционной народной культуры, также, органично вплетаются в образ конкретной эпохи.

ЭПОХА УРОЖАЯ / Первые две-три недели сентября
Целью эпохи урожая является воспитание у детей чувства благодарности. Сентябрь, наполненный цветом золотой осени, дарит ощущение полновесности жизни, теплоты, уюта. В оформлении группы преобладают оранжево-желтые оттенки, яркие осенние цвета. Столы украшают подсолнухами, колосьями пшеницы, корзинками с овощами, тыквами. Таким образом, дети знакомятся с богатством природы, продуктами земледелия. Особое внимание уделяется хлебу. Малыши обмолачивают зерна, освобождая их от шелухи, размалывают зерна в муку в ручной мельнице, которая есть в каждом Вальдорфском детском саду, а затем, из полученной муки пекут хлеб или печенье. Не обойтись и без «заготовок на зиму» – малыши сушат яблоки, плоды рябины, семена подсолнечника и т.д. Нельзя также забывать о сборе желудей, шишек, каштанов – они пригодятся для игр. Пальчиковые, жестовые и ритмические игры, а также, сказки подбираются соответственно тематике урожая. Например, хорошо подойдут такие сказки как «Колосок», «Круть и Верть», «Петушок и бобовое зернышко» и т.д. Завершает эпоху праздник урожая.

ЭПОХА МИХАИЛА / начало октября
Эпоха посвящена архангелу Михаилу, небесному воину, побеждающему зло. Целью эпохи является осознание детьми ценности высоких душевных качеств: доброты, смелости, щедрости, мужества, терпения и благородства. Главные образы эпохи – это нежная, кроткая принцесса и смелый рыцарь, побеждающий зло. Эту эпоху иллюстрируют сказки с образом героя, борющегося со злом и побеждающим его. Прекрасными примерами самоотверженных героических поступков являются сказки про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Никиту Кожемяку. Переживание осенней природы, увядания ярких красок сопутствует празднику Михаила. Жизнь природы замирает, но это угасание красиво. Рукоделие эпохи связано с использованием осенних листьев: дети делают из них коллажи, гирлянды и украшают ими группу. Будущие «рыцари и принцессы» мастерят для себя короны из опавших листьев. Так в саду царит торжественное праздничное настроение. В завершении эпохи – праздник святого Михаила. Дети посвящаются в рыцари и принцессы. Этот праздник проходит в группе. Дети в торжественной обстановке проходят «обряд посвящения», во время которого их ждут небольшие испытания, а в конце праздника, каждый получает нарядный плащ и «золотую» корону. После посвящения все приглашаются к праздничному столу, и обычный обед превращается в «рыцарский пир».

ЭПОХА ФОНАРИКОВ / ноябрь
Это самое темное время года, когда дни становятся все короче и короче, а снег еще не выпал. В это же время оживают «обитатели подземного царства» – гномы, принося с собой свет из темных недр земли. Чем темнее становится внешний мир, тем ярче сияет фонарик каждого человека – его душа. Целью эпохи является развитие в детях чувства сострадания, сопереживания, заботы. Дети учатся получать радость от умения поделиться душевным теплом и светом с другими людьми. За рукоделием дети шьют гномов, мешочки для камушков. В конце эпохи, перед праздником, изготавливаются фонарики. Лучше всего настроение эпохи передает сказка «Звездные талеры». Но больше всего дети любят сказки про гномов, такие как «Девочка и фонарик», «Бедный сапожник», «Гномик и звезда», «Розочка и Беляночка». Праздник Фонариков завершает эпоху. Он проводится в темное время суток. Дети выходят на улицу с зажженными фонариками в руках, чтобы поискать в самых темных уголках дары. Каждый получает свое печенье, которое пекли с утра, и делится со своим другом. Завершается праздник веселыми песнями, играми.

ЭПОХА ОЖИДАНИЯ РОЖДЕСТВА / декабрь
Дни около зимнего солнцестояния имели большое значение во многих древних культурах мира. В это время праздновали победу света над тьмой в разных культурах. Задачей эпохи Рождества является развитие у детей внимания к окружающему миру, терпения в ожидании чуда, стремления к добрым делам. Дети изготавливают подарки для родителей и друзей. Ведь в основе обычая делать подарки лежит любовь, сопутствующая каждому дарению. Подарок становится подлинным лишь тогда, когда он приносит радость, тепло и любовь. Эпоха Рождества дает нам замечательную возможность научить детей мастерить маленькие подарки и ощутить радость дарения.
Рукоделие эпохи – подготовка к празднику. Это изготовление рождественского венка, витражей, восковых свечей, елочных игрушек из соленого теста, которые украсят рождественское дерево. На улице дети делают ледяную горку. Для данной эпохи подходят истории о рождестве: «История маленькой елочки» и др. Родители принимают активное участие в подготовке к празднику – они подготавливают спектакль, делают рождественские подарки, разучивают рождественские и новогодние песни, вместе с детьми украшают елку самодельными игрушками, свечами, печеньем. Эпоха заканчивается празднованием Рождества. Праздник проходит в тихой и торжественной обстановке. Родители показывают для детей спектакль-сказку, а дети для родителей показывают рождественскую историю. Все вместе водят хоровод вокруг елочки, поют Рождественские песни. Под елочкой дети находят подарки и дарят родителям свои подарки. Заканчивается праздник дружным чаепитием с домашними угощениями.

ЭПОХА ТРЕХ ЦАРЕЙ / середина января
В основе этой эпохи лежит история о трех царях, пришедших поклониться рожденному младенцу. Согласно истории из Евангелия, на небе зажглась звезда и указала им путь к яслям. Поэтому символом этого времени является Звезда. Цари (волхвы), не сомневаясь, отправились в дальний путь за Звездой, указывавшей им путь. Цель эпохи – воспитание благоговения и благодарности, самостоятельности, целеустремленности. Настроение эпохи передают «Крещенская история про елочку», «Матушка» и т. д. Рукоделие эпохи требует концентрации, усидчивости, осознанности. Это может быть изготовление звезд из бумаги или соломы, ткачество, работа с бисером. Завершают эпоху предкрещенское гадание.

ЭПОХА БАТЮШКА МОРОЗ / конец января – начало февраля
Это время особой сосредоточенности на зимних забавах. На улице строятся снежный городок, ледяная горка, крепости, снеговики. Ледянки, лыжи и санки – вот «экипировка» малышей, когда они выходят на улицу.
Основой для рукоделия в эту эпоху является работа с шерстью – мокрое валяние, изготовление «шерстяных» картин. Дети также продолжают работу по ткачеству. Зимние сказки: «Двенадцать месяцев», «Два Мороза», «Мороз Иванович» и т.д. являются традиционными для этой эпохи и прекрасно отражают ее настроение. По окончании эпохи воспитатели ставят детьми спектакль-сказку «Морозко».

ЭПОХА «ПРОВОДЫ ЗИМЫ» / с середины марта до масленицы
Это веселое время, когда дети провожают зиму и приглашают весну. Дети знакомятся с народными традициями, фольклором. Это дает им возможность почувствовать свои корни, свою приобщенность к окружающему миру через всеобщее переживание радости и веселья.
Детский участок очищается от снега, дети мастерят кормушки для птиц. В группе изготавливаются куклы-масленички из лыка или соломы. Перед праздником, в масленичную неделю, каждый ребенок приносит из дома блины, которые он готовил вместе с родителями. Так в течение недели каждый угощает других своими блинами. Сказки, передающие настроение перехода от зимы к весне: «Снегурочка, «Волк и лиса», «По щучьему веленью», «Крылатый, Мохнатый да Масляный».
Масленицей заканчивается это веселое время. Праздник проходит совместно с родителями. В этот день идет борьба Весны с Зимою, сопровождающаяся народными играми, перетягиванием каната, катанием с горы. Заканчивается праздник сжиганием чучела – Масленицы, а также, совместным чаепитием с блинами.

ЭПОХА ПАСХИ / после Масленицы до Пасхи
Пасхальное время – это подготовка и ожидание Пасхи. Начало Пасхального времени определяется событиями на небосводе. До самого праздника должен пройти день весеннего равноденствия, когда день становится равен ночи. Затем мы ждем полнолуния. Первое воскресенье после этого и есть праздник Пасхи. Целью этого времени можно назвать формирование у детей представления о весеннем возрождении, обновлении природы. Один из способов, через который для детей приоткрывается тайна пробуждение жизни – наблюдение за тем, как прорастает зерно, посаженное ими же самими в землю. Для того, чтобы земля быстрее пробуждалась, снег надо убрать с дорожек, равномерно распределить его по грядкам и клумбам. Подготовка к высаживанию семян начинается с работы с глиной. Сначала дети лепят из глины чашечки, которые затем обжигаются в специальной печке (печка для обжига также непременно есть в каждом Вальдорфском детском саду). Заранее заготовленную землю насыпают в глиняные горшочки, затем сажают семена пшеницы. В те дни, когда прорастают зернышки, можно раскрашивать пасхальные яйца и выпекать куличи. Старшие дети шьют курочек или зайцев, которых сажают в корзинки с яичками. Сказки пасхального времени: «Курочка-пеструшечка», «Белая уточка», «Король-лягушонок», «Рапунцель». Все сказки и легенды, в которых присутствует мотив превращения, освобождения, очень хорошо подходят для этого времени. Пасха – это домашний праздник. Каждая семья самостоятельно решает, как и где его отмечать. В детском саду дети готовят пасхальные корзинки, в которых они уносят домой пророщенные зерна, пасхальные яйца, куличи. В старших группах прибавляются пасхальные изделия, сделанные своими руками.


ЭПОХА МАЯ / Май
Это светлое, радостное время, когда просыпается земля, появляются первые ростки, солнышко начинает пригревать. В это время дети больше времени проводят на улице. День, чаще всего, начинается с прогулки. Дети совместно с воспитателем готовят землю к посадке, высаживают семена, с нетерпение ждут всходов. Дневная игра-хоровод помогает детям лучше проникнуться настроением труда на земле. Сказки майского времени – это «Ослик» братьев Гримм, «У кого гнездо лучше», «Зайчик и зайчиха»,
Месяц май – это также время, когда старшие дети готовятся к выпускному празднику. Задачу этого времени можно обозначить как переживание детьми взросления, ведь впереди – школа. Дети готовятся к первому классу: занимаются ткачеством сумочек, изготавливают пеналы путем мокрого валяния, шьют свои первые тетради – записные книжки. На это уходит много сил и времени. Такая деятельность способствует развитию концентрации, воспитывает терпение. Выпускной в детском саду всегда проходит совместно с родителями, так как в ответственный период перехода ребенка в школу поддержка родителей неоценима.


ЭПОХА ИЮНЯ / Июнь
Цель эпохи – проживание детьми периода расцвета природы. Большую часть времени дети проводят на улице, высаживают выращенную ими же в мае рассаду в цветники, активно ухаживают за растениями. Игры со скакалкой, мячом, «классики» – наиболее популярны в это время. В жаркие дни на зеленой поляне расстилаются покрывала, на которых дети могут заниматься рукоделием, загорать, или просто отдыхать. Кроме того, в июне дети готовятся к предстоящим каникулам и заканчивают свои поделки, рукоделие, стараясь завершить все до летнего праздника. Летний праздник, завершающий не только эпоху, но и весь год, проводится на природе. Дети с родителями и воспитателями выезжают за город. Родители ставят спектакль-сказку для детей, затем все – родители, дети, воспитатели – дружно играют в игры, после которых устраивается пикник. Сказки летнего времени – «Верный Иоганнес» братьев Гримм, «Царевна лягушка».

Что такое Райген в Детском Саду и для чего он нужен?

Одним из главных составляющих занятий в Вальдорфской дошкольной педагогике является райген (хоровод). Эта музыкально-литературная композиция. Важное правило данного хоровода – жест предшествует слову.

Взрослый находится в центре внимания, и дети смотрят и равняются на него. Они всем телом вживаются в жесты взрослого и подражают ему. Впоследствии все это отразится на строении тела ребенка. Если воспитатель будет выполнять все движения четко и слаженно, то у ребенка правильно будет развиваться речь. Его жесты должны быть простыми и жизненными, поэтому воспитатель сначала должен сам изучить все движения, а потом демонстрировать их детям.

Любой жест имеет продолжение в ребенке. Что переживает ребенок? Сначала – это чувства, потом – движение и понимание. Хоровод может занимать как 10-15 минут, так и 20 минут. По детям можно понять, как долго он должен длиться. Хоровод на каждую тему проводится 3-4 недели.

Первая неделя – это погружение в хоровод, на второй неделе дети уже все знают, а на третьей повторяют сами. Все эти части взаимосвязаны. Благодаря длительному повторению одного и того же хоровода, у ребенка развивается память и формируется воля. Хоровод может быть сложным и простым. Есть хороводы-сказки, в которых можно распределить роли. Стихи и песни для композиции подобраны так, чтобы слова и сюжет были зримы. Этому помогают движения, жесты взрослого, его голос, интонация, выразительность исполнения.

В Райген включают элементы противоположных ощущений и переживаний ребенка – полярности. Быстрые движения чередуются с медленными, легкие – с тяжелыми, веселое сменяется грустным, тихое – громким. Хороводы заканчиваются праздниками. Жизнь ребенка в хороводе – это переживание им окружающего мира, и каждый ребенок берет для себя что-то свое из хоровода. Гармоничная связь между жестом, движением, образом – золотое правило Райгена. Содержание сюжета хороводов может быть самым разнообразным, но, в основном, стараются подбирать материал в соответствии с временем года или праздником.

Чувство Осязания ...

Первое телесное базовое чувство – это чувство осязания.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ОСЯЗАНИЯ
Для развития осязания детям нужен укромный уголок. Укромный уголок лучше всего устроить в настоящем углу или в любом другом подходящем месте. Внутреннее пространство должно быть маленьким, не должно иметь высокого потолка, там должно быть не слишком светло и напоминать пещеру. Дети ищут там некую защитную оболочку, которая немного больше их тела. Детям нужны ящики и большие картонные коробки, чтобы устроить домики, куда они могут принести одеяла, подушки, кукольную посуду. Младшие дети очень любят сидеть в ящиках, коробках, тазиках, корзинах.

ТКАНИ ДЛЯ ИГРЫ
Хорошо, когда у детей в распоряжении есть многочисленные мягкие ткани из хлопка и шёлка разных цветов (примерно 120 х 200 см). Дети любят завернуться в них с ног до головы, катаясь по полу. Или дети просят, чтобы их завернули. Это позволяет детям укрепить их собственную оболочку.

ИГРЫ С ВОДОЙ
Детям необходимо давать возможность играть с водой: наполнять вёдра и поливать, лить воду на руки и ноги, делать запруду, месить кашу и т.д. Благодаря воде, можно пережить поверхность собственного тела совершенно особым образом.

КАША ИЗ ЗЕМЛИ
Делать кашу из земли и воды, а также, приправлять её песком, камушками и другими материалами – просто наслаждение для ребёнка, за исключением неприятностей, связанных с грязной одеждой. Нужно разрешить месить эту кашу руками, иначе они не будут иметь никакого переживания. Такая каша облипает руки совершенно иначе, чем песок. Когда её месят, она проходит между пальцами – наслаждение! А если эта каша высыхает, она натягивается на коже. Тогда её можно увлажнить или дать осыпаться. И то, и другое, приносит интересные переживания границы собственного тела.

ХОДИТЬ БОСИКОМ
Дети должны по возможности часто ходить босиком дома и на улице. Летом бегать босиком по дорожке, по лужайке, в песочнице, по местам, покрытым галькой, древесной мульчей и т.д. Тогда восприятие себя в области ступней становится многообразнее.

БРАТЬ ПРЕДМЕТЫ ПАЛЬЦАМИ НОГ
Чтобы лучше способствовать тому, чтобы дети ощутили свои стопы, мы учим их брать предметы пальцами ног. Например, можно проводить уборку после игры ногами. Тогда мы увидим, какими ловкими становятся дети.

НОЖНАЯ ВАННА
В тазике с тёплой водой моем ребёнку ноги. Малыш сидит на стульчике, так что ступни стоят на дне тазика. На дне лежат камешки, ракушки, щётка. Ребёнок ощупывает эти предметы, каждый раз имея разное переживание своих ступней. Взрослый немного трёт щёткой его ступни, а потом вытирает полотенцем, растирает и слегка смазывает эфирным маслом. Это очень функционально и даёт весьма интенсивное переживание прикосновения в ногах.

МАССАЖИ И ИГРЫ НА СПИНЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ОСЯЗАНИЯ
Можно пробовать всевозможные игры на спине: «Мы капусту рубим, рубим…», «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…». На спинке у ребёнка можно изображать, как готовить пирог или пиццу, а спина ребёнка – это тесто. Можно показывать на спинке погодные явления: как барабанит дождь, светит солнышко, дует ветер. Массаж можно делать теннисными мячиками, шерстяными клубочками.

Из книги В. Ауэра «Практика пробуждения чувств»

Раннее развитие ребенка ...

В наше время мамочки очень сильно беспокоятся о раннем развитии своих чад. Они боятся, что дитя чего-то не успеет, чему-то не научится, отстанет от других. И все мамы между собой обсуждают в какой сад пойти, на какие «развивашки» записаться, какой язык начать учить уже в 3 года.

Как же правильно сделать выбор? А если сердце подсказывает иное. А может нужно отталкиваться от самого ребенка? Сейчас дети интеллектуально очень развиты, но при этом не имеют сострадания и милосердия, не могут между собой дружить, с сильным чувством собственности и эгоизма, не имеют благостных качеств характера.

Лично для меня было волшебное открытие и целое путешествие в мир гуманной и Вальдорфской педагогики, которая не спешит сильно нагружать интеллект ребёнка до 7 лет, так как силы на освоение языков, письма, чтения - он возьмёт из своего здоровья, которые ему нужны на развитие его внутренних органов.

Второе, что меня поразило, и что, я так долго искала – это забота о ребёнке, как о целостном и гармоничном создании, которое нуждается в развитии всех его сфер: духовном, эмоциональном, физическом и интеллектуальном.

Но больше всего меня поразило, как бережно эта педагогика относится к свободной детской игре. Нигде и ничего подобного я ранее не видела. Игрушки в Вальдорфском саду рукотворные и природные. Они делаются руками детей, родителей и педагогов. А деревянные брусочки, каштаны, камушки, нитки, шишки – развивают воображение, позволяют фантазировать, сочинить свою сказку. Этого не сделаешь с прорисованными пластмассовыми игрушками, они не оставляют шанса для детских «придумок». И только, в этой педагогике я встретила самое ценное, здесь детей учат заботиться друг о друге, помогать, поддерживать, успокоить того, кому сейчас больно. Именно этого так не хватает в наше время!

Ольга Саакян

Свободная игра

Я бы хотела поговорить о свободной игре, а не об обучении в игровой форме. Игра – это когда ребенок самостоятельно участвует в распределении ролей, в развитии сюжета, в принятии решений. Обучение в игровой форме – это все равно обучение, в котором ребенок воспринимает информацию.

«Ребенок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражает ей и переносит ее в игру, в игре овладевает основными социальными отношениями и проходит школу своего будущего социального развития». Л.С.Выготский. В игре ребенок учится действовать по правилам, взаимодействовать с другими: самостоятельно договариваться, объяснять, спрашивать, слушать других, соотносить свое понимание мира с чужим, развивает воображение.

В игре ребенок учится не только понимать свои желания, но и самостоятельно придумывать пути их достижения (я хочу заправить машину – для этого мне нужно придумать, где хранится бензин, как я его буду наливать, где у машины бак и тп). Игра позволяет ребенку преодолеть свои страхи: в игре он берет на себя роль и принимает на себя качества этой роли – например, храбрость, смелость, отвагу. Это позволяет ему сделать то, на что он не решается в реальной жизни. Например, доблестный рыцарь смело подойдет к другим рыцарям и попросит отправиться с ними в поход. В игре ребенок помогает себе справится с невозможностью реализации каких-то своих желаний (например двухлетний ребенок хочет стать водителем грузовика прямо сейчас). Осознайте всю пользу и ценность игры.

Ольга Саакян

Чтобы дети взрослели, им необходимо играть!

Дети должны играть, чтобы взрослеть. До последнего времени игра считалась бессмысленной, непродуктивной и незначительной. Для нашего обсуждения важно понимать, что такое настоящая игра. Мы называем игрой многие вещи, которые игрой не являются. Игра на пианино может быть игрой, но часто ей не является. Играть можно в спортивные игры, но они не являются игрой ещё чаще. Большинство видео-игр нельзя назвать играми. Некая деятельность может называться игрой, только если она относительно независима от результата, отлична от реальности и экспрессивна по своей природе. Игра – это интермедия в реальной жизни, у которой есть начало и конец. Это такая часть жизни, где действия и эмоции свободны от последствий, особенно серьёзных.

Оказывается, что именно в игре происходит большая часть роста, включая даже рост мозга. Развитию для прогресса требуется пространство, свободное от последствий и предосторожностей. К счастью, некоторые педагоги начинают понимать это. Раньше мы думали, что мозг развивается в школе. Теперь мы знаем, что это игра развивает мозг, который затем может использоваться в школе. Некоторые прогрессивные корпорации сегодня понимают, что большая часть творческого процесса происходит в контексте игры, а не работы, и поэтому просят своих служащих найти в течение рабочего дня время для игры.

Игра в нашем обществе подвержена опасности. Её вытесняют телеэкраны и непрерывная стимуляция. Также её разрушает наша спешка: общество хочет, чтобы дети поскорее двигались вперёд. Заботясь только об успехах и результатах, упуская из виду, откуда они берутся. Мы отдаём детей в школу всё раньше и раньше, чтобы подготовить их к тому, что будет дальше. Игра находится в опасности ещё и потому, что в нашем обществе не знают о её необходимости для развития. Детей мотивируют работой во всё более раннем возрасте. Мы думаем, что учим их реальности, указывая на последствия их действий. Оказывается, дети учатся не так, по крайней мере, до тех пор, пока у них не появятся смешанные чувства, способность к которым обычно развивается не ранее 5-7 лет.
Культура, во всяком случае, если она была нетронута, склонна сохранять пространство игры. Когда культура утрачивается, игра имеет тенденцию к исчезновению. Вдобавок к этому, многие современные родители перестали ощущать себя буфером между детьми и обществом – перестали брать на себя ответственность за создание условий, чтобы природа взяла в детях своё, прежде чем общество станет доминирующей силой. Словарное определение игры – это «свобода движения в ограниченном пространстве». Ограниченным пространством, конечно, является привязанность ребенка ко взрослым. Свобода проистекает из отдыха – как от работы над привязанностью, так и от последствий, неизбежных в реальной жизни.

Что касается наших детей, государство по вполне понятным причинам почти всегда озабочено результатами. Чтобы сохранить место для игры нашим детям, необходимо потрясающее озарение. Нам нужны государственные деятели и политики, которые понимают важность настоящей игры для детей. Игра – это не дополнительная деятельность, это основное требование для роста и развития.

То есть, ещё раз, очень важно понять, что, когда рождается человек, ему Творец даёт и энергию для жизни, то есть реку, и уже русло проложено. И если дать возможность энергии течь по этому руслу, то она будет течь там естественным образом. Даже если дети уже выросли, всё равно влияние родителей на детей сохраняется пожизненно. И если мы на любом этапе развития ребёнка принимаем тот факт, что у него есть право на своё собственное русло жизни и перестаём его терроризировать, это является первым шагом к тому, чтобы установить нормальные отношения с ним.

Гордон Ньюфелд

Чувство равновесия ...

Чувство равновесия мы ощущаем как внутренний покой, который нам даёт уверенность в суждениях и действиях. Благодаря ему человек становится существом социальным, способным на контакт с другими людьми.Органом физического равновесия является вестибулярный аппарат.

«Чувство равновесия» – это ещё и психологически здоровый баланс, умение сохранять душевное равновесие, находить точку опоры внутри себя, которая позволит не шататься из стороны в сторону, а уверенно следовать к поставленной цели. Нет ничего более неприятного, чем потеря равновесия в прямом и переносном смысле. Это одно из основополагающих чувств, необходимых для жизни. Из четырёх волевых чувств – равновесие занимает самое высокое место.

Давайте вспомним:

1. Чувство осязания даёт ощущение надёжности, безопасности, сообщает о границах собственного тела.

2. Чувство жизни – это «страж», который предупреждает о болезнях и расстройствах. Отсюда наша способность сострадать и любить.

3. Чувство движения дарит радость свободы. С ним связаны наша воля, целеустремлённость, оптимизм, умение ставить цели и решать задачи.

4. Чувство равновесия даёт уверенность в себе, развивается способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Чувство равновесия обеспечивает внимательность и способность к концентрации внимания. Чувство равновесия проявляется в жестах.

Дети с хромающим чувством равновесия слабы в математике и каллиграфии. Чем свободнее и подвижнее ребёнок, тем больше сил он может использовать в мыслительной деятельности. Поэтому так важно развитие физических волевых чувств в первом семилетии.
Хорошо развитые чувства осязания, жизни, движения и равновесия обеспечивают способность ребёнка усваивать школьный материал без ущерба для здоровья. Одним из главных факторов формирования чувства равновесия являются благоприятные и психологические комфортные условия дома.

Хорошо развитое чувство равновесия учит ребёнка: в любой ситуации удерживать себя, справляться с любой ситуацией, надёжность, внутренний покой, внимательность, готовность к риску, а также, развивает математические способности.

Как развивать чувство равновесия:
1) Перекладина. На перекладинах дети могут развивать свои силы, двигательные способности и чувство равновесия.
2) Хождение по бревну или брусу для балансировки.
3) Дерево для лазания. Можно натянуть между сучьями толстые верёвки. Замечательно, если на дереве висит канат. Хорошим упражнением является лазание по сетке из толстых верёвок или верёвочной лестнице, подвешенной вертикально или горизонтально.
4) Подвижные качели
5) Катание с горки
6) Хождение по склону
7) Катание в гамаке
8) Катание на самокате, велосипеде и роликах
9) Прыжки в мешке
10) Хождение на детских ходулях
11) Кувырки вперед, назад чередуя через правое и левое плечо
12) Прыжки на скакалке, на одной ноге
13) Домашний кукольный театр
14) Уравновешенный климат в семье

В. Ауэр «Практика пробуждения чувств»
Н. Костинская «Заткните уши или как относится к здравому смыслу ребёнка.
О чувствах ребёнка»

Школа Развивающего Обучения

перейти на страницу

Креативный Детский Сад

перейти на страницу

Блог новостей

Приглашаем мам в женский клуб «Кудесница»

Дорогие мамы и бабушки, в сентябре мы открываем женский клуб и с радостью приглушаем Вас в наше уютное семейное пространство. В течение года Вас ожидает особенный вдохновляющий процесс. Это будет настоящий обмен знаниями, опытом и мудростью. Для вас подготовлены интересные лекции по воспитанию и развитию детей, укреплению семейных отношений, занятия йога-терапией и медитациями для физического и эмоционального здоровья, уроки кулинарного искусства, занятия живописью, творческие мастер-классы, например, как научиться печь бездрожжевой хлеб, освоить самобытное искусство ткачества, валяние шерстью, делать восковые свечи, создавать красивые рукотворные броши, шить и вязать крючком детские игрушки, и многое другое. А главное, это искреннее общение, душевные беседы в теплой женской компании за кружечкой ароматного травяного чая.

Приглашаем в клуб «Росток» мама + малыш

Уникальные занятия для мам вместе с малышом (1-2 года) на основе методик Вальдорфской Педагогики. Всем известно, что грамотное взаимодействие ребенка и взрослого способствует активному формированию мышления и речи, развитию творческой растущей личности. Наша программа содержит интересные авторские игры и приемы: мамы вместе с малышами познают мир звуков, цветов, ощущений и эмоций через разнообразные игры и упражнения: валяние шерсткой, пальчиковая гимнастика, лепка воском, креативные двигательные упражнения, слушание музыки и пение веселых детских песен. Все занятия направленны на полноценное развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, развитие речи, интеллектуальных и творческих способностей, а главное, проходят в атмосфере семейного уюта, материнской любви, тепла и доброты.

Клуб для девочек «Василиса Премудрая»

Уроки нравственности для девочек, которые помогут в выполнении непростой задачи: вырастить из маленькой девочки красивую, мудрую девушку, которая вопреки всем новомодным веяниям сможет построить крепкую, счастливую семью, научиться уважать и любить мужа, рожать и воспитывать нравственно здоровых детей. Конечно, невозможно заглянуть так далеко вперёд, пока вашей дочери 7-9 лет. Но если не ставить эту цель именно сейчас, потом будет поздно. Вы спросите: «Почему?»  – потому что именно в 7-9 лет психика девочки очень пластична и восприимчива к любым внешним воздействиям: как к хорошим, так и к плохим. В этом возрасте запечатлеваются и автоматически воспроизводятся модели женского поведения. Программа наших уроков нравственности нацелена на то, чтобы укрепить и усилить положительное влияние на формирующуюся психику каждой маленькой девочки.

Клуб «Богатырь Добрыня Никитич»

Уроки лидерства для мальчиков. Это фундаментальные основы для формирования настоящей мужской психики, которые помогут вырастить из мальчика мужчину с крепким нравственным стержнем, способного стать опорой для своей семьи и своего рода. В период 7-9 лет в мальчике происходит пробуждение мужских качеств: целеустремленность, ответственность, чувство долга, закладываются нравственные основы поведения. Всё существо мальчика требует образца для подражания, и если в семье нет отца, то очень важно грамотно создать этот образ у него в сознании. Задача программы  – построить прочный духовно-нравственный каркас личности мальчика, который в будущем станем сильным и мужественным человеком, умеющим достигать своих целей и способным полноценно и стабильно заботиться о своей семье.

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ

МУДРОЕ ПОКОЛЕНИЕ

КОНТАКТЫ

Адрес: Краснодар, пос. Северный, ул. Большевистская, 127-1

E-mail: mydroepokolenie@gmail.com

Тел / Whats app: +7 (928) 202-79-03

Записаться на встречу с руководителем
или оставить отзыв

Спасибо за обращение, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Извините форма не отправлена. Была допущена ошибка в заполнении формы, попробуйте еще раз. Спасибо.
Website created by Snejana Romanovskay

Вся текстовая и визуальная информация размещенная на данном сайте является собственностью Семейного Клуба «Мудрое Поколение», защищена авторским правом и запрещена к копированию и распространению от имени других организаций.

Начать общение
1
У Вас есть вопрос?
Добро пожаловать в Семейный Клуб Гуманной Педагогики «Мудрое Поколение». Здесь вы можете задать вопросы про школу и сад, договориться о встрече с руководителем, напишите мне, я на связи!
С уважением, Ольга Михайловна